НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (Nicolaus Cusanus)
(настоящее имя - Николай Кребс (Krebs)) (1401-1464) - центральная фигура перехода от философии
средневековья к философии Возрождения: последний схоласт и первый гуманист, рационалист и мистик,
богослов и теоретик математического естествознания, синтезировавший в своем учении апофатическую
теологию и натурализм, спекулятивный логицизм и эмпирическую ориентацию. Кардинал Римской церкви
и одновременно типичный для Ренессанса многогранный культурный деятель и крупный ученый своего
времени, один из предшественников дифференциального исчисления в математике, автор первой географической
карты Европы, реформы юлианского календаря, осуществленной полтора столетия спустя, и астрономической
модели, фундирующей высказанные на столетие позже идеи коперниканского гелиоцентризма как частный
случай; доктор права, теоретик медицины и классического искусства. Н.К. родился в селении Кузе
в Южной Германии в семье виноградаря и рыбака, подростком бежал из родного дома (западноевропейский
аналог русского Михайлы Ломоносова), при содействии графа Т. фон Мандершайда получил блестящее
образование: начиная от "школы братьев общей жизни" в Голландии, в чью программу входили семь
свободных искусств и языки (эту же школу позднее закончил Эразм Роттердамский), и кончая Гейдельбергским,
Падуанским и Кельнским университетами. В 1424 Н.К. получает звание доктора канонического права,
с 1426 - секретарь папского легата в Германии кардинала Орсини, с 1430 - священнослужитель,
настоятель церкви св. Флорина в Коблеце, активный участник Базельского Собора (в 1433) и церковного
посольства в Византию 1437 по вопросу объединения Западной и Восточной христианских церквей
(попутно в Константинополе - работа с греческими текстами, знакомство с выдающимся гуманистом
Георгом Гемистом Шифоном, впоследствии вдохновителем организации платоновской Академии во
Флоренции), с 1448 - кардинал и одна из ключевых фигур папской курии, с 1450 - епископ Бриксена
и одновременно папский легат в Германии (миссия 1451-1452 в Восточной Европе с целью возвращения
гуситов в лоно Римской церкви), с 1458 и до конца жизни - генеральный викарий в Риме. Основные
сочинения: "О католическом согласии" (1433), "Об исправлении календаря" (1436), "Об ученом незнании"
(1440), "О предположениях" (1444), "О сокрытом Боге", "Об искании Бога", "О даре отца светов",
"О становлении" (1442-1445), "Апология ученого незнания" (1449), "Простец", включающий два
диалога "О мудрости" и диалоги "Об уме" и "Об опытах с весами" (1450), "О согласии веры" (1453),
"О видении Бога" (1453), "О берилле" (1458), "О бытии как возможности" (1460), "Об игре в шар"
(1463), "Компендий" (1464), "Опровержение Корана" (1464), "О вершине созерцания" (1464) и семь
математических трактатов, посвященных проблеме квадратуры круга, уточнению числа "пи" и др.
При традиционализме философской и теологической проблематики (учение о едином и иерархия бытия,
проблемы богопознания и познания тварного мира), трактаты Н.К. отличаются острой нетривиальностью
ее трактовки в результате программной для Н.К. установки на рассмотрение известных философских
истин и устоявшихся понятий (типа "то же", "мочь", "иное и не-иное" и др.) через "увеличительное
стекло", позволяющее увидеть их семантическую открытость и актуальность ("О берилле"); вдохновенностью
(многие из работ созданы на едином порыве); строгостью формы и индивидуальностью языка (при
том, что тексты выполнены на так называемой провинциальной латыни). На уровне самооценки Н.К.
относился к своим работам как к хобби "для облегчения души от тяжких забот". Философская концепция
Н.К., представляющая собой уникальное явление в культуре 15 в., может быть рассмотрена: 1)
как подводящая итоги развития средневековой философской традиции, синтезирующая ее базовую
проблематику и суммирующая основные достижения как схоластического, так и мистического ее
направлений; 2) в качестве пролога философии Возрождения, задавшего основные векторы разворачивания
проблематики и аксиологические ориентиры ренессансной философской культуры (гуманизм, пантеизм,
эмпиризм, натурализм и др.); 3) как предвосхищение философских идей Нового времени, во многом
инспирировавшее их оформление в культуре (заложенные Н.К. основы дифференциального исчисления,
конгруэнтность многих фрагментов его концепции с учениями более поздних Декарта и Лейбница,
гуманистические идеи и гносеологический оптимизм Н.К., изоморфные идеалам новоевропейского
Просвещения); 4) даже как генетический исток классической европейской гносеологии (предкантианские
идеи теории познания Н.К.). В своем критическом неприятии схоластического аристотелизма Н.К.
ориентируется на неоплатонизм и, соответственно, на апофатическую теологию, однако тенденции
деперсонализации Бога, аксиологически противостоящие общехристианской парадигме теизма, но
тем не менее объективно заложенные в апофатической теологии, приобретают у Н.К. специфическое
звучание, выливаясь в математизированную модель бытия, трактующую Бога как актуальную бесконечность,
статичный "абсолютный максимум", чье "ограничение" ("самоограничение") означает фактическое
"развертывание" (explicatio) Бога в чувственный мир, мыслимый как потенциальная бесконечность,
статичный "ограниченный максимум" (несомненно, влияние переосмысленного в соответствии с новым
уровнем развития математики пифагореизма, о котором Н.К. всегда был очень высокого мнения,
оценивая Пифагора как "величайшего философа"). Божественное бытие, т.обр., мыслится Н.К. как
абсолютная возможность (posse-est), "форма форм", будучи одновременно и абсолютной действительностью
(est). Имманентная парадоксальность такого бытия делает бессмысленной попытку зафиксировать
его в каком бы то ни было определении: любое определение изначально обречено на "частность"
своего содержания, а потому неизбежно будет превзойдено безграничностью Божественной потенциальности
("все может"). "Развертывание" Бога в мир дополняется в качестве своего семантического противовеса
"свертыванием" (complicatio) мира, возвращением его в лоно Божественного абсолюта. Поскольку
мир сам по себе принципиально безграничен и Богом может быть задано любое "ограничение", постольку
бытие не может быть центрировано каким-либо одним определенным способом: "Машина мира имеет
свой центр... повсюду, а свою окружность - нигде, потому что Бог есть и окружность, и центр".
Такая структурировка мироздания, с одной стороны, приводила к пантеизму ("Бог везде и нигде"),
а с другой - предвосхищала астрономические открытия Нового времени и гелиоцентрическую теорию
Коперника, выступая по отношению к последней более общей концептуальной моделью ("Как земля
не есть центр мира, так и окружность его не является сферой неподвижных звезд"). Единство
мира обеспечивается, по Н.К., его "интеллигенцией", т.е. интегральным божественным смыслом
(типологический аналог "софийности" в православии): "в земных вещах скрыты причины событий,
как жатва в посеве... То, что скрыто в душе мира, как в клубке, развертывается и принимает
свои размеры". Таким образом, динамика мироздания, предполагая свое единое основание, есть
динамика единого живого организма, одушевленного мировой душой: "сама растительная жизнь в
своей темноте скрывает в себе жизнь духовную". В этом контексте восприятия интеллекта как
критерия богоподобия выстраивается концепция человека Н.К., задавая специфические основания
для его гуманизма: "человек есть его ум", и именно в этом качестве в системе пронизанного
"интеллигенцией" мироздания человек как носитель эксплицитно конституированного ума занимает
в иерархии тварного мира высшую позицию ("лишь немного ниже ангелов"). Традиционное для философской
культуры представление о человеке как микрокосме наполняется у Н.К. новым содержанием. Во-первых,
оно фундирует идеал "свободного и благородного" человека, воплощающего в своей сущности сущность
мировой природной гармонии, что закладывает основание последующей традиции гуманистической
классики: по оценке Н.К., "в человеке все возведено в высшую степень", а человеческая природа
мыслится "полнотой всех всеобщих и отдельных совершенств". Во-вторых, рассмотрение Н.К. разума
в качестве божественной космической силы в определенной мере предвосхитило концепцию ноосферы
и высказанные в 20 в. идеи о человеческой целеполагающей деятельности как силе космо-планетарного
масштаба. Выступая центральным звеном природы и средоточием ее духовных сил, человек как познающий
субъект характеризуется Н.К. с позиций фундаментального гносеологического оптимизма: человеческий
ум (mens) способен в когнитивной процедуре реконструировать "развертывание" Бога в природу
(т.е. "развертывать" тот смысл, "интеллигенцию", что скрыты в ее глубинах). Учение Н.К. о
познании во многом предвосхищает кантовский подход к проблеме гносеологических способностей
человека: Н.К. выделяет чувства (sensus), рассудок (ratio) и разум (intellectus) как познавательные
способности субъекта, имеющие различные цели и сферы своей реализации. Высокая оценка чувственного
познания Н.К. детерминирована социокультурным вектором возрастающего интереса к опытно-эмпирическому
естествознанию, однако Н.К. ни в коей мере не может рассматриваться только как выразитель общей
культурной тенденции: его глубоко оригинальная концепция чувственного познания фундирована
идеей априорного предвосхищения результата познания, основанного на творческой силе воображения
(vis imaginativa), что во многом продиктовано влиянием мистической теологии, но приобретает
в новом контексте совершенно иной - глубоко рационалистический - смысл: "поскольку первообраз
всего отражается в уме, как истина в образе, постольку ум имеет в себе то, на что он взирает
и в соответствии с чем создает суждения о внешнем" (ср. с кантианским трансцендентальным
единством апперцепции как исходным предварительным условием возможности всякого синтеза в рамках
когнитивной процедуры). Чувство, однако, имеет ограничения как со стороны своей аффективной
артикулированности и временной определенности, так и содержательные: "чувство не способно воспринимать
вещи сверхвременные и духовные". Чувственное познание подчинено рассудку как сдерживающему
страсти и упорядочивающему данные чувственного опыта. С одной стороны, трактовка рассудка Н.К.
определяется влиянием номинализма (в варианте концептуализма): в рассудке "нет ничего, что
не существовало бы в ощущении". С другой же - рассудок сам по себе имеет своей целью формирование
"имен", запечатлевающих результаты его абстрагирующей деятельности. Классическим выражением
этого процесса является у Н.К. развитие математики, которой он отводит важнейшее место в сфере
рассудочного (естественнонаучного) познания, поскольку полагает, что в основе всех явлений природы
лежат объективные отношения пропорции, выразить которые возможно именно с помощью математического
формализма ("десять в кубе", например, как формула осязаемой телесности): "все установлено
и понято на основе чисел", и "кто исчисляет, тот развертывает и свертывает". Если рассудок
фундирован чувственным опытом, то разум, как высшая теоретическая способность человеческого
ума, - богоданностью. Он мыслится Н.К. в качестве недискурсивной творческой способности "умозрения",
которая "постигает лишь всеобщее, нетленное и непрерывное". "Разум, простирая полет свой",
поднимается до постижения бесконечности, "интеллигенции", мировой души как феноменов абсолюта.
Однако - вразрез с ортодоксальной мистической традицией - Н.К. полагает Бога, в отличие от
тварного мира, принципиально непознаваемым: разум может лишь асимптотически приближаться "к
истине, как многоугольник к кругу". Регулирующая роль разума по отношению к рассудку заключается,
прежде всего, в признании указанной асимптотичности, антидогматическом отказе от претензии
на обладание абсолютной истиной. Применительно к предмету разума в концепции Н.К. правомерна
формула "совпадения противоположностей" (coincedenica oppositorum): в его системе отсчета "противоположности
существуют лишь для вещей", и именно потому "спотыкается рассудок, что не может связать противоречия,
разделенные бесконечностью". Что же касается "абсолютного максимума", то "нет никакого противопоставления
абсолютному максимуму, ибо он выше всякой противоположности". Тезис о том, что бесконечность
заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность, Н.К. иллюстрирует на математическом
материале (например, по мере увеличения радиуса окружности последняя все более и более совпадает
со своей касательной", а потому "
бесконечная кривизна есть бесконечная прямизна";
аналогично треугольник по мере уменьшения одного из углов превращается в прямую и т.п.). И
в целом, "Бог обнимает все, даже противоречия". Важным прикладным аспектом этой идеи является
созданная Н.К. программа объединения Западной и Восточной христианских церквей в глобальном
католическом единстве (именно ему принадлежит концептуальное обоснование выдвинутого папской
комиссией проекта объединения, однако его идеи выходят далеко за рамки конфедерационной Римской
программы, продиктованной конкретным поводом в лице угрозы турецкого нашествия и исламизации
христианского мира) - концепция единого христианства фундируется у Н.К. общефилософской позицией
признания единства всех вероучений "различных существ" ("О согласии веры") и их общей основы,
которая "предполагается при всем различии обрядов" (ср. мысль русского антитринитария Федосия
Косого: "Бог есть то, что есть общего о Боге во всех верах"), причем эмпирико-иллюстративным
материалом своего исследования Н.К. избирает компаративно рассматриваемые им христианство и
ислам, демонстрируя их генетические и содержательные связи ("Опровержение Корана"), трактуемые
как достаточное основание веротерпимости и прекращения войн на религиозной основе. Идеи Н.К.,
идущие в узловых своих пунктах вразрез с официальной схоластической традицией, вызвали на
себя богословскую критику (см. Иоганн Венк. "Невежественная ученость"), однако ответная "Апология
ученого незнания" Н.К. оказалась удачной, и Н.К. не только не подвергался преследованиям за
свои взгляды, но умер одним из влиятельнейших руководителей Римской церкви. Объективно концепция
Н.К. оказала значительное влияние на оформление круга идей философии Возрождения (флорентийский
платонизм и концепция человека Бруно, непосредственного ученика Н.К.), философии Нового времени
(картезианство, монадология Лейбница и связанное с ней открытие дифференциального исчисления)
и даже немецкой классической философии (кантовский априоризм, натурфилософия раннего Шеллинга
и гегелевская диалектика противоположностей), однако оказавшиеся впоследствии в центре внимания
новоевропейской философии идеи, высказанные Н.К., опередили свое время и не были в полной мере
поняты и оценены современниками. Между тем отзвук идей Н.К. может быть обнаружен как в классической
(космологические антиномии Канта, во многом аналогичные идеям "Об ученом незнании"; триадичная
архитектоника Гегеля, структурно изоморфная характерным для Н.К. мыслительным гештальтам),
так и в неклассической философии (эхо идей Н.К. в модели человеческого мира как схватываемой
а priori целостности у Гуссерля и Хайдеггера).
М.А. Можейко