МАРКС (Marx) Карл (1818-1883) - немецкий социолог, философ, экономист. Изучал право, философию,
историю, историю искусств в Бонне и Берлине (1835-1841). Докторская степень философского факультета
Йенского университета (1841). Основные сочинения: "К критике гегелевской философии права. Введение"
(1843), "К еврейскому вопросу" (1843), "Экономическо-философские рукописи" (условное название
необработанных черновиков молодого М., написанных в 1844; опубликованы в 1932 одновременно
Д.Розановым и на немецком языке под названием "Исторический материализм" С.Ландшутом и И.Майером),
"Святое семейство" (1844- 1845), "Немецкая идеология" (1845-1846),"Нищета философии: реплика
на книгу Прудона "Философия нищеты" (1847), "Манифест коммунистической партии" (совместно с
Энгельсом, 1848), "Классовая борьба во Франции" (1850), "Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта"
(1852), "К критике политической экономии. Предисловие" (1859), "Господин Фогт" (1860), "Капитал"
(тт. 1-3: 1-й том опубликован в 1867, 2-й - в 1885, 3-й - в 1894), "Гражданская война во Франции"
(1871), "Критика Готской программы" (1875) и др. (В 1905- 1910 Каутский отредактировал и издал
под названием "Теории прибавочной стоимости" 4-томные заметки и черновые наброски М. - видимо,
предполагавшийся им 4-й том "Капитала".) Адекватный анализ содержания работ М. затруднен рядом
нетрадиционных (для процедур историко-философских реконструкций) обстоятельств: 1) Десятки тысяч
профессиональных ученых и просветителей конца 19-20 в. обозначали собственную философско-социологическую
и иногда даже профессиональную принадлежность как "марксист", тем самым стремясь присвоить
себе исключительное право "аутентичной" трактовки концепции М. 2) Отсутствие объемлющего корпуса
опубликованных произведений, ряд из которых (особенно в СССР) в процессе переизданий подвергались
существенным трансформациям идеологического порядка. 3) Придание учению М. статуса одного из
компонентов государственной идеологии, в одних случаях, и опорного элемента идеологий политических
движений, в других, неизбежно результировалось, соответственно, либо в его упрощении и схематизации
для усвоения народными массами, либо в его бесчисленных модернизациях и эстетизациях гурманами
от политики. 4) "Разноадресность" работ М., могущих выступать и как предмет полемики в ученых
кругах ("Капитал"), и как пропедевтические заметки для близких по устремлениям неофитов ("Критика
Готской программы", статьи в периодической печати). Столь же условное, сколь и распространенное
в неортодоксальной марксоведческой традиции вычленение творчества "молодого" (до "Немецкой идеологии"
и "Манифеста...") и "зрелого" М. не может заретушировать то, что несущей конструкцией всей
его интеллектуальной деятельности оставалась высокая философская проблема поиска и обретения
человеческим сообществом самого себя через создание неантагонистического социального строя.
(Хотя этот вопрос из проблемного поля философии истории М. нередко пытался решать неадекватным
социологическим и экономическим инструментарием.) Как социолог основную задачу своего творчества
М. видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы через теоретическую
реконструкцию его экономической структуры в контексте деятельностного подхода. В отличие от
Конта, исследовавшего индустриальные общества и трактовавшего противоречия между предпринимателем
и рабочим как преходящие, М. изначально постулировал их значимость как центральных в социуме,
более того - как ведущего фактора социальных изменений. Таким образом, по М., социально-философское
исследование противоречий современного ему общества оказывалось неизбежно сопряженным с прогнозами
об его исторических судьбах. (М. не употреблял в своих трудах понятия "капитализм", ставшего
популярным на рубеже 19-20 вв.) Полагая человеческую историю историей борьбы между собой больших
общественных групп ("Манифест..."), М. пришел к выводу о том, что эволюция производительных
сил буржуазного общества сопровождается противоречивым в собственной основе процессом роста
богатства немногих и обнищанием пролетарского большинства. Революция последнего, по мнению
М., будет впервые в истории революцией большинства для всех, а не меньшинства ради себя самого.
"Когда в ходе развития исчезнут классовые различия и все производство сосредоточится в руках
ассоциации индивидов, тогда публичная власть потеряет свой политический характер. Политическая
власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления
другого. Если пролетариат в борьбе против буржуазии непременно объединяется в класс, если
путем революции он превращает себя в господствующий класс и в качестве господствующего класса
силой упраздняет старые производственные отношения, то вместе с этими производственными отношениями
он уничтожает условия существования классовой противоположности, уничтожает классы вообще,
а тем самым и свое собственное господство как класса. На место старого буржуазного общества
с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие
каждого является условием свободного развития всех". Сформулировав всеобщую теорию общества
(см. Исторический материализм), М. не сумел корректно преодолеть заметный европоцентризм своей
концепции, оставив открытым вопрос о соотношении "азиатского", с одной стороны, и античного,
феодального и буржуазного способа производства, с другой. (Это позволило в дальнейшем некоторым
критикам М. не без оснований проинтерпретировать главную особенность "азиатского" общественного
устройства - зависимость всех без исключения трудящихся от государства, а не от класса эксплуататоров
- как закономерный итог марксовой идеи обобществления средств производства и, следовательно,
как реальную перспективу социальных экспериментов такого рода.) Исторический опыт показал,
что в индустриальном обществе (тем более, планируемом) немыслима редукция политической организации
к экономической системе. Даже в качестве экономических мечтаний идея "превращения пролетариата
в господствующий класс" не может выступить моделью аналогичного переустройства властных и управленческих
институтов, обязательно основанных на разделении труда. Революционный императивизм неизбежного
саморазрушения буржуазного строя в границах своей философско-социологической доктрины М. выводил
из концепции всевозрастающей пауперизации населения, сопряженной с ростом производительных
сил общества. Эта идея, дополняемая тезисами о "технологической" безработице и росте "резервной
армии" труда, оказалась не вполне корректной как в экономическом, так и в исторических аспектах.
(Хотя, безусловно, ведущие "болевые точки" буржуазного общества именно 19 в. М. обозначил точно.)
Сформулированный "молодым" М. вопрос путей и средств достижения человеком, искалеченным общественным
разделением труда, гармоничной целостности, обрел более счастливую судьбу. Выступив в дальнейшем
в облике проблемы человеческого отчуждения и самоотчуждения (предпосылку которых М. усматривал
в частной собственности на средства производства и анархии рынка), эта идея спровоцировала
появление весьма мощной интеллектуальной традиции, в значительной мере обусловившей состав
доминирующих парадигм человековедения 20 ст. Не будучи особо влиятельными при жизни М., его
идеи, пройдя региональную и национальную адаптацию и модернизацию (зачастую весьма кардинальную):
Лабриола в Италии, Плеханов и Ленин в России, Каутский и Люксембург в Германии и др. - стали
смысловым, доктринальным и моральным ядром идеологий, теорий и программ деятельности практически
всех революционистских движений 20 в., провозглашавших собственные мессианизм и социальную
исключительность. Организациям такого типа оказался более чем приемлем потаенный дискурс доктрины
М.: мир людей атрибутивно делим на "своих" и "несвоих", находящихся в состоянии антагонистического
конфликта; ситуация эта кардинально разрешима только через захват "своими" государственной власти.
Достижим последний посредством "перманентной" революции, т.е. гражданской войны планетарного
масштаба. В историко-философской ретроспективе наиболее удачным представляются тезисы М. о
возможности конструирования измененных социальных онтологий ("Тезисы о Фейербахе"), а также
трактовка человека не только как когнитивного субъекта, но и в качестве носителя социальности.