ИСЛАМ (арабск. ал-Ислам - предание себя Богу, покорность)
- одна из мировых религий, иначе - мусульманство. И. зародился среди арабских племен Западной
Аравии в начале 7 в. Это был период распада самих основ древнего общества (в т.ч. и язычества)
и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина). Основателем И. стал пророк Мухаммад
(ок. 570-632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммад
предается благочестивым размышлениям. По легенде в молодости ангелы рассекли грудь Мухаммада
и омыли его сердце, а в 610 в возрасте 40 лет он получил откровение на горе Хира во время 40-дневного
поста (и слова небесного посланника Джабриила (Архангел Гавриил) запечатлелись в сердце Пророка
как "надпись"). С тех пор начинается проповедь Корана, "небесной Книги", и формирование мусульманства
как религии. Мухаммад с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622
из родной Мекки в Медину. Борьба Мухаммада за утверждение новой религии - веры в единого Бога
Аллаха - закончилась победой над языческой Меккой в 630. С этого времени начинается интенсивное
развитие И., и вытеснение языческих культов с арабских земель. Духовно-энергетический импульс,
данный Мухаммадом, привел к значительному распространению И. В настоящее время в мире насчитывается
более 800 млн. мусульман. И. выступил с идеей очищения древних учений Пророков от искажений
и возвращения к истинной религии, идущей от Иб-рахима (Авраама). И. воспринял религиозные положения
иудейства, христианства, древнейших учений Вавилона, зороастрийства, местных культов и стал
ментально-духовной культурой, синтезировавшей различные течения культуры арабских народов. И.
является государственной религией в ряде стран, являющихся, как правило, эгалитарными теократиями.
Эгалитарными - т.к. все верующие, независимо от социального положения, равны перед божественным
законом; теократиями - т.к. источником законодательной власти выступает только Коран. И. не
делает различия между "Божьим" и "кесаревым" и всю жизнь верующих подчиняет религиозным предписаниям
(шариату) своду мусульманских законов и фикху (мусульманскому праву). Основные источники вероучения
И. - Коран и Сунны. Коран - "Слово Божие", данное людям через Пророка Мухаммада, состоящее
из 114 Сур (глав). Сунны (арабск. - обычай, предание) - сборники преданий о жизни и деяниях
Мухаммада. Сунны состоят из "хадисов", высказываний, приписываемых Пророку. Вероучение И. базируется
на неразделенности религии, права, догматики и ритуала. Важнейший онтологический и в то же время
социально-политический принцип И. - строгий монотеизм, предполагающий веру в единого Бога Аллаха
(первоначально Аллах - Бог местных аравийских племен). Отрицаются всякие "сотоварищи" Высшего
Божества, а также христианские догматы Троицы, боговоплощения и искупления. Божественное слово
передается через посланников (расулов) Аллаха. В И. признаются пять Пророков от начала человечества:
Нух (Ной), с которым Бог возобновил "союз"; Ибрахим (Авраам), первый верующий в единого Бога;
Муса (Моисей), которому Бог дал Тору для "Сынов израилевых"; Иса (Иисус), через которого Бог
сообщил Евангелие, и, наконец, Мухаммад, "печать Пророков", завершающий цепь пророчества. Среди
шиитов и суннитов существует вера в Махди (Мессию), который явится в "конце мира" и установит
мир и справедливость. Главные понятия мусульманства - "И.", "дин" и "имам". И., в широком смысле,
означает весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Этой сфере
противопоставляется "дар ал-харб" - территория войны, в которой И. должен утвердиться посредством
джихада ("священной войны"). Основная социальная форма жизни - умма, исламская община. В нее
объединяется каждая верующая группа. Первая община - мединская, организована Муххамадом. Дин
- религия, закон, свод правил - божественное установление, состоящее из трех основных элементов:
"пяти столпов И.", веры (имам) и благих дел (ихсан). "Пять столпов И." составляют: 1) исповедание
единобожия (ат-таухид) и пророческой миссии Мухаммада (ан-нубувва). Оно закрепляется формулой
"Нет Божества, кроме Бога (Аллаха) и Мухаммад - посланник Божий"; 2) ежедневная пятикратная
молитва (ас-салат); 3) пост в месяц рамадан (ас-саум); 4) добровольная очистительная милостыня
(аз-закат); 5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку (ал-хадж). Имам (вера) понимается
прежде всего как "свидетельство" об объекте своей веры. В И. им является Бог, который свидетельствует
о себе в Коране. В И. сохраняется вера в ангелов и шайтанов (бесов), в воскресение после смерти
и Судный день. Главное требование к человеку - идти по пути совершенствования, соблюдая законы
Корана. Мистическая традиция И. (суфизм) разработала пути богопознания на основе идеи единства
всего Сущего в Боге и возможности постижения (растворения) в Боге путем самоотверженного отдания
себя Аллаху и безмерной любви к Нему. И. не остался единой религией. С первых десятилетий своего
существования он разделился на различные направления, которые дифференцируются по концепциям
государственной власти и по философско-религиозным школам. Наиболее глубокие и радикальные
расхождения в И. связаны с решением проблемы верховной власти. Выделяются три основных направления:
1) ха-риджиты (араб. - вышедшие, возмутившиеся), отстаивающие общинный характер власти и безусловную
выборность главы общины (имам-халиф); 2) шииты (араб. - группа приверженцев), признающие божественную
природу власти, предопределенную в роду Али, двоюродного брата и зятя Мухаммада; 3) сунниты
(от "сунна"), занимающие срединную линию, т.е. согласующие решения о правителе с мнением "всей
общины", а по сути с ее религиозно-политической верхушкой. Философия и богословие И. разнообразны.
В нем отсутствует общепризнанная догма-тизация учения и единая богословская школа. Философско-религиозные
различия в школах приводили к социально-политическим противоречиям и конфликтам. На рубеже
7-8 вв. зарождаются основные философские направления И. По вопросу отношения к человеку, совершившему
тяжкий грех (алкабир), выделяются три школы: 1) харид-житы, утверждавшие, что такой человек
перестает быть мусульманином; 2) мурджииты, учившие, что мусульманином остается тот, кто сохраняет
в сердце чистоту веры, даже если совершил тяжкий грех; 3) мутазилиты, разработавшие учение
о "среднем состоянии" между "правоверным" и "неверным". По проблеме предопределения (абсолютной
власти Аллаха над человеком и его действиями) и свободы воли (ал-кадир) также формируются различные
направления: 1) джабариты, отрицавшие свободу воли и утверждавшие предопределенность человеческой
судьбы в силу безграничной власти Аллаха; 2) кадариты, опиравшиеся на идею свободы воли человека
в выборе своих действий; 3) мурджииты и мутазилиты, стремившиеся рационалистическими методами
разработать теорию, согласующую учение о предопределении и свободе воли человека. По проблеме
споров о природе и атрибутах Бога возникают: 1) захириты и ханбалиты, требовавшие буквального
понимания соответствующих мест в Коране и слепой вере во все, о чем говорится в "небесной Книге";
2) муаттилиты, утверждавшие духовность Бога и отрицавшие божественные атрибуты, созданные человеческими
представлениями; 3) суфии, учившие мистическим путям богопознания и слияния с Богом. Богословие
в И. называется каламом, философия - фалсафа. Этапы в развитии калама связаны со школами: мутазилитов,
основоположник Василь ибн Ата (ум. в 748) и ашаритов, основоположник ал-Ашари (ум. в 935),
стремящихся путем компромисса с догматиками-традиционалистами легализовать калам. Развитию
фалсафа способствовали труды ал-Кинди (ум. между 860-879), ар-Рази (ум. между 865-925 или
в 934), ал-Фараби (870-950), ибн Си-ны (980-1037), ибн Рушда (1126-1198). Исламская философская
мысль развивается на основе синтеза Коранических идей и наследия античного мира (
Платона,
Аристотеля, учений пифагорейцев, неоплатоников), а также под влиянием буддизма и индуизма.
В средние века наблюдается тенденция к сближению калама и фалсафа. Этому способствовали труды
аш-Шахрастани (ум. в 1153), ал-Газали (ум. в 1111), ибн Араби (ум. в 1240). Религиозный мистицизм
И. связан с учением суфизма, ориентированного на следование "пути", который открывается стремящемуся
к познанию Бога шейхом (учителем). Концепция любви к Богу - центральная и единая для всех братств.
Развитие суфизма идет через аскетико-мистический период (ал-Бас-ри, ум. в 728); "классический"
период 9-10 вв. (ал-Мисри, ум. в 860 - учение о "пути" и теософия); ат-Тустари (ум. в 896) -
экзегетика, теософия, космогония; ал-Халладж (ум. в 922) - "экстатическое" направление. Расцвету
суфизма способствуют труды ал-Газали, предпринявшего попытку сближения суфизма с традионалистским
И., ас-Сухраварди (ум. в 1191), создавшем учение об "озарении" (ал-ширак); Ибн-Араби (ум. в
1240), развившем учение о "святости", "святых" и их Иерархии. К мистической философии И. относится
учение исмаилитов, одного из направлений шиитского И. Исмаилиты опираются на эзотерические
доктрины Востока, в частности Индии, на идеи греческого неоплатонизма, и придерживаются доктрины
"метемпсихоза" (танасух) и "воплощения" (хулул). В новейшее время развитию идей И. способствуют
движения шейхов, бабитов и бехаитов (19 в., Персия). Бабиты (основоположник Сейид Али Мухаммад
(Баб) и бехаиты (основоположник Мирза Хусейн Али - Беха-Улла) стремятся сплотить человечество
вокруг учений, оставленных их Пророками. В лоне ортодоксального ислама с 18 в. развивается
движение ваххабитов (по имени основоположника ал-Ваххаба), отвергающее новшества, появившиеся
в И. в процессе его исторического развития и стремящиеся очистить веру и учение Мухаммада и
вернуться к мединскому прообразу. В 19-20 вв. развиваются реформаторские, фундаменталистские
и панисламские тенденции, базирующиеся на исламских ценностях. В странах распространения И.
становится основой для активизации национальных движений и воплощения концепций "исламского
государства", подразумевающей воплощение идей И. во всех сферах государственной и религиозной
жизни.
М.А. Можейко