ЯН и ИНЬ
- взаимносопряженные понятия древнекитайской философской школы даосизма, а также китайский
символ двойственного распределения сил, включающий активный или мужской принцип (Я.) и пассивный,
или женский, принцип (И.). Обладает формой круга, разделенного надвое линией, напоминающей
сигму; образованные таким образом две части приобретают динамическую интенцию, которой не бывает,
когда деление осуществляется с помощью диаметра. (Светлая половина представляет силу Я., а
темная - означает И.; однако каждая из половин включает в себя кружок - вырезанный из середины
противоположной половины, таким образом символизируя тот факт, что каждый из модусов должен
содержать в себе зародыш своей противоположности.) Предполагалось, что природа и человек порождаются
Землей и Небом. В момент начала Бытия прозрачный воздух, эфир, в Пустоте отделяется от Хаоса,
трансформируются и порождают Небо; тяжелый и мутный воздух, осаждаясь, образует Землю. Соединение,
сцепление мельчайших частиц Неба и Земли осуществляется при помощи Я. и И., взаимодействующих
и взаимопреодолевающих друг друга сил, а также начал Зла и Добра, Холода и Тепла, Тьмы и Света.
Взаимообусловленность и взаимозависимость Я. и И. описывались в контексте нарастания одного
в другом, прохождения стадии предела преобладания одного, затем - другого и обратно. Бесконечный
процесс мирового движения, активного бытия выстраивается концентрическими кругами вокруг условного
центра мироздания, ассоциирующегося для человека с чувством гармонии, уверенности, покоя. И.
(Земля) и Я. (Небо) порождают четыре времени года и все вещи мира (и неодушевленные предметы,
и одушевленные существа), выступающие как субстанция "жизненной энергии" ("ци" - кит., "ки"
- япон.). Взаимодействие И. и Я. продуцирует пять главных стихий, способных переходить друг
в друга: дерево, землю, воду, огонь и металл. Бесконечное небо, обозначаемое бесконечной линией
(окружностью); земля, ввиду своей ограниченности в пространстве, описываемая знаком квадрата
вкупе с человеком, символом которого выступает треугольник - феномены таинства жизни, проходящей
череду метаморфоз ("схватываемых" магическими знаками-символами "гуа") - в центре их классического
изображения в виде круговой схемы и помещается "монада" жизни - взаимодополняющие друг друга
И. и Я. Они - первооснова всяческих перемен, несущая конструкция "Великого предела" ("Тайцзы")
- неизбывного источника. Я. выступает как "внутренняя" жизнь, наступающее, созидающее мужское
начало; И. - как внешний мир, отступающий, разрушающийся - женская ипостась двуединого основания
бытия. Внутренние органы человека и их совокупности (комплексы) подразделяются на Я.- и И.-"подсистемы".
Я.-органы подвержены воздействиям состояний сознания и неосознаваемых психических импульсов,
здоровье организма обусловливается И.-органами. Испуг, тревога, волнение (и прочие Я.-влияния)
способны деструктивно влиять на И.-органы. Взаимопревращение, взаимодополнение, взаимообогащение,
взаимопоглощение, взаимосозидание всего и вся - Я. и И. - всего, что может быть понято и постигнуто
человеком, и того, что лежит за пределами его понимания, - основной закон дао. Теория И. и
Я. зародилась в середине 1 тысячелетия до н.э. В традиции современного сексуально-эротического
городского фольклора европейского типа символ И. и Я. приобретает значение, существенно дополняющее
эталонные поведенческие модели. Постулируется не только неразрывное единство, взаимная ответственность
и необходимость гармонии любящих людей, - провозглашается высокая ценность готовности влюбленных
индивидов к самотрансформациям (не обязательно осознаваемым и рационально мотивируемым) с целью
достижения соответствия инициируемым внешней средой спонтанным душевным и телесным метаморфозам
своего близкого, а также подлинно человеческий смысл и звучание феномена присутствия в "И. -
Я."-союзах приобретенных и интериоризированных духовных черт друг друга.
А.А. Грицанов, А.И. Мерцалова