0:53 10.11.2012
АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ
- основополагающее понятие гегелевской философии, выражающее безусловную полноту всего сущего
и в то же время само являющееся этим единственно подлинно сущим. А.И. - это еще и предмет всей
системы гегелевской философии. Будучи и субстанцией и субъектом одновременно, она осуществляет
себя в процессе собственного имманентного развития. Самораскрытие ее содержания проходит в
виде ряда ступеней постепенного движения от абстрактно-всеобщего к конкретному, частному.
Данное движение вперед заключает в себе три основных стороны деятельности: полагающую, противополагающую
и соединяющую, т.е. обнаружение и разрешение противоречий, благодаря чему и осуществляется
переход к более высоким ступеням развития. На первом этапе А.И. предстает в виде логической
А.И., как "идеи-в-себе", лишенной самосознания, развивающейся исключительно в стихии чистой
мысли. В таком виде она является предметом логики. Вторая ступень самораскрытия А.И. - это
природа, или идея в ее "инобытии", "самоотпустившая" себя в чужое, положенное, правда, ею
же самой, чтобы затем "извести из себя это иное" и снова "втянуть его в себя", став субъективностью,
духом. Познав себя в форме природы и найдя себя в ней в форме человеческого сознания, А.И.
вновь приходит к себе, чтобы стать тем, что она есть. Т.о., она превращается в абсолютный дух,
"идею-в-себе-и-для-себя" - завершающее звено, реализующее саморазвитие А.И., выступающей на
этом этапе предметом гегелевской философии духа. Соблюдая не только букву, но и дух гегелевского
учения, следует заметить, что А.И., по Гегелю, не существует оторванно от природы и конечного
духа, до них или раньше их. Строго говоря, абсолютное не есть первоначально, или прежде, только
логическая идея, потом - природа и, наконец, познавший самое себя дух; здесь нет места чисто
временному прохождению абсолютным одной ступени за другой. Сам Гегель полагал, в частности,
что абсолютное одновременно существует в различных формах, ни одна из которых не выражает всю
его суть целиком, являясь лишь отдельными моментами, сторонами последнего. Рассматриваемый
Гегелем в заключительной части его системы абсолютный дух представляет собой поэтому единство
всех своих моментов. В этом смысле взятые отдельно в их самостоятельности, эти моменты есть
лишь абстракции, являющие собой историю абсолютного в одном из его измерений. Было бы точнее,
т.о., говорить не о "переходе" абсолютной логической идеи к природе, а от нее к духу (это,
по Гегелю, мнимый переход), а лишь о переходе логики к философии природы и философии духа.
Т.Г. Румянцева
АБСОЛЮТНОЕ И ОТНОСИТЕЛЬНОЕ
(лат. absolutus - отделенное, отпущенное и лат. relativus - отнесенное в то или иное место)
- противоположные по смыслу и сопряженные философские категории. А. - безусловное, независимое,
безотносительное, самостоятельное, непреложное, само по себе сущее, несотворимое, вечное, всеобщее.
О. (релятивное) - временное, зависящее от тех или иных условий и обстоятельств и, следовательно,
изменчивое; обусловливаемое системой отсчета и оценок, а потому несовершенное и преходящее,
характеризует явление в его отношениях и связях с другими явлениями и в зависимости от них.
А. и О. выражают в своей взаимосвязи меру проявления безусловного в условном, вечного во временном,
совершенного в несовершенном, субстанции в акциденциях и т.д. Понятия А. и О. первоначально
толковались как выражение единства и противоположности мира видимых преходящих явлений и его
скрытой непреходящей основы. А. в древнегреческой философии определялось как сторона совершенства,
завершенности, самодостаточности сущего и выражалось в понятиях "по природе", "в чистом виде",
"само по себе". У Аристотеля О. выступает как нечто, зависящее от другого или относящееся к
другому. В средневековой философии господствовало религиозное толкование А. как "божественного",
противостоящего О. - "земному", "мирскому". В философии Нового времени (в особенности в немецкой
трансцендентально-критической традиции) выделялись различные аспекты А. и О., которые раскрывались
в системе понятий "в себе", "для другого", "для себя", "само по себе" и т.п. В системе категорий
"материалистической диалектики" постулировалось, что движущаяся материя в целом ничем не обусловлена
и не ограничена, вечна и неисчерпаема, т.е. абсолютна. Бесчисленные виды и состояния материи,
конкретные формы ее движения, бесконечно сменяющие друг друга, временны, конечны, преходящи,
относительны. Каждая вещь относительна, но она частица целого и в этом смысле содержит в себе
элемент А.; то, что в одной связи относительно, в другой - абсолютно и т.д. В современной
философии при истолковании А. как достигнутого чистого совершенства и уже реализованной
бесконечности оно описывается как самодовлеющая, самозаконная (автономная), трансцендентная,
непостижимая, вечная, ничем не ограничиваемая и сама себе непосредственно создавшая место
сущность, всецело противоположная миру отношений (например, А. пространство). Соответственно,
мир отношений и человеческое познание оказываются лишенными моментов А. и описываются в духе
релятивизма. Если же А. задается как потенциальная бесконечность, то оно мыслится как проект
будущего - идеал полноты и совершенства, его контуры постепенно проявляются и складываются
через неисчерпаемое множество отношений вещей и процессов. Концепция А. как самодовлеющей
и свободной сущности логически противоречива: изоляция есть форма несвободы, а действенность
А. предполагает его открытость иному бытию и погружение в мир отношений. А. может постулироваться
либо как "целое", создающее свои части (отношения) и не сводящееся к их сумме, либо, наоборот,
как нечто, образуемое суммой относительных форм существования за бесконечно долгое время.
А.А. Грицанов
АБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ
- философские категории, обозначающие ступени познания действительности, выраженные в гносеологическом
законе восхождения от А. к К. А. (лат. abstractio - отвлечение, удаление) - мысленный образ,
полученный путем отвлечения (абстрагирования) от тех или иных несущественных свойств или отношений
предмета с целью выделения его существенных признаков; теоретическое обобщение, позволяющее
отразить основные закономерности исследуемых явлений, изучать и прогнозировать новые, неизвестные
закономерности. В качестве абстрактных объектов выступают целостные образования, составляющие
непосредственное содержание человеческого мышления (понятия, суждения, умозаключения, законы,
математические структуры и др.). Специфика абстрактного объекта определяется спецификой абстракции.
Различают несколько типов абстракции: 1) абстракция отождествления, или обобщающая абстракция,
в результате которой выделяется общее свойство исследуемых объектов. Данный вид абстракции
считается основным в математике и математической логике. Например, взаимно однозначное соответствие
между множествами характеризуется тремя важнейшими свойствами: симметричностью, транзитивностью
и рефлексивностью. Если между определенными объектами существуют отношения с данными свойствами,
то с помощью такого отношения, аналогичного равенству, выделяется некоторое общее свойство,
присущее всем этим объектам; 2) абстракция аналитическая, или изолирующая, в результате которой
четко фиксируются свойства объектов, обозначаемые определенным именем ("теплоемкость", "растворимость",
"непрерывность", "четность", "наследственность" и др.); 3) абстракция идеализирующая, или идеализация,
в результате которой образуются понятия идеализированных (идеальных) объектов ("идеальный газ",
"абсолютно черное тело", "прямая" и др.); 4) абстракция актуальной бесконечности (отвлечение
от принципиальной невозможности зафиксировать каждый элемент бесконечного множества, т.е. бесконечные
множества рассматриваются как конечные); 5) абстракция потенциальной осуществимости (отвлечение
от реальных границ наших возможностей, нашей ограниченности собственной конечностью, т.е. предполагается,
что может быть осуществлено любое, но конечное число операций в процессе деятельности). Иногда,
как особый тип, выделяют абстракцию конструктивизации (отвлечение от неопределенности границ
реальных объектов, их "огрубление" с целью схватывания в "первом приближении)". Пределами или
интервалами А. как обобщенного образа являются интерпретации (например, понятие мнимого числа)
и информационная полнота (наличие семантической интерпретации и осмысление на материальных
моделях). К. (лат. concretus - густой, твердый, сросшийся) - реально существующее, вполне определенное,
точное, предметное, вещественное, рассматриваемое во всем многообразии свойств и отношений
(в отличие от А.). К. в мышлении - это содержание понятий, отражающих предметы или явления
в их существенных признаках, деление понятий на К. и А. в логике есть следствие различения
отображения предмета и его свойства.
С.В. Воробьева
т. С.В. Воробьева куда-то в другую сторону заехала. Что-то мы не припомним в математике
- "рефлексивность". В google принципиально не полезем, но вспомним, транзитивность обычно
употребляют с "ассоциативностью". Давно это было. Какие в математике абстракции. Математика
точная наука. Даже мнимая единица i в контексте времени все больше и больше материализуется.
Массу Вселенной уже измерили, точность, правда, неуказывается.
Rfn z
АБСУРД
(лат. absurdus - нелепый, от ad absurdum - исходящий от глухого) - термин интеллектуальной
традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. (Разработку "философии
А." в первую очередь принято ассоциировать с экзистенциализмом Сартра.) Понятие "А." стало
использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром,
лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальности: не стоит придавать смысл всему
тому, что происходит. Осознание отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает
"абсурдное сознание" (Камю, "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде"). Согласно сознанию такого типа
адекватная коммуникация с "другими" невозможна: взгляд иных невыносим, эти "другие" суть посюсторонний
ад. Любая попытка покинуть эту ситуацию А. - по определению абсурдна сама по себе. Лишь Существование
(а не Бытие) реально, но это - реальность прибрежного песка, зыбкая и ненадежная. Свобода абсолютна,
все безразличны друг другу - выбор не обсуждаем, он неизбывно задан. Единственный не-А., согласно
экзистенциализму, - постоянная честность перед самим собой, готовность к помощи любому человеческому
существу. Это - единственная деятельность, достойная уделосоразмерного выбора. Либо помощь
несчастным и убогим, либо самоубийство - такова альтернатива, по Сартру, подножия "Стены",
стены А. Понятие "А." нередко использовалось в середине 20 ст. и для критики претензий научного
разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через кардинальную
переинтерпретацию подходов и установок традиционного естествознания (см. Синергетика), либо
через художественное сознание. Тема А. была присуща творчеству С.Беккета, Э.Ионеско, С.Дали,
А.Тарковского и мн.др.). В традиционной логике "доведение до А." предполагает доказательство
внутренней противоречивости утверждения. В повседневной жизни понятием "А." принято обозначать
утрату субъектом действия его смысла. При условии недостаточности инструментария и информации
для адекватной оценки ситуации и принятия сбалансированного решения как "абсурдную" оценивают
саму ситуацию.
А.А. Грицанов