"ВЕЩЬ В СЕБЕ" -
одно из центральных понятий гносеологии, а затем и этики Канта. Данное понятие, обозначающее
вещи как они существуют вне нас, сами по себе (в себе), в отличие от того, какими они являются
"для нас", существовало в философии и до Канта и было тесным образом связано с тем или иным
решением вопроса о способности нашего познания постигать "В. в С". Кант трактует "В. в С."
как нечто, существующее вне и независимо от сознания и являющееся источником действия на наши
органы чувств, на человеческую способность восприимчивости, т.е. как источник всех наших созерцаний.
В предисловии ко второму изданию "Критики чистого разума" (1787) Кант обосновал такое независимое
существование внешнего мира (мира В. в С.) в качестве исходного материала нашего познания:
"Нельзя не признать скандалом для философии и общечеловеческого разума необходимость принимать
лишь на веру существование вещей вне нас (от которых мы ведь получаем весь материал знания
даже для нашего внутреннего чувства) и невозможность противопоставить какое бы то ни было
удовлетворительное доказательство этого существования, если бы кто-то вздумал подвергнуть
его сомнению". В. в С. - это то, чем предметы познания являются сами по себе, как существующие
вне и независимо от нас, от нашего познания, его чувственных и логических форм. Тезис о
существовании вещей (в себе) вне сознания выступил т.обр. исходным пунктом кантовской
"Критики чистого разума", являясь существеннейшей опорой всей его гносеологической конструкции.
Со стороны В. в С., по Канту, как бытия, отличного от нашей чувственности, к нам идут воздействия,
происходит "аффицирование чувственности" и таким образом определяется, в конечном счете, все
содержание постигаемого. Что же касается формы этого постигаемого, то она целиком определяется
активностью человеческого интеллекта - априорными формами сознания, которые, в свою очередь,
также пробуждаются благодаря воздействию предметов (В. в С.) на органы чувств. Важнейшей характеристикой
В. в С. в философии Канта является также тезис о том, что теоретическое познание возможно только
относительно явлений, но не относительно В. в С., т.е. постулат о непознаваемости последней
и, соответственно, противопоставление явления, с одной стороны, и В. в С., - с другой. Благодаря
такой трактовке В. в С. стала таким понятием, без которого, по словам одного из первых критиков
Канта - Ф. Якоби, нельзя войти в его критическую философию и с которым невозможно в ней остаться;
понятием,
породившим массу проблем и противоречий, за которые Кант
и его философия подверглись основательной критике. Ведь если В. в С. - непознаваема (что в
понимании Канта означает абсолютную неприменимость к ней категорий рассудка, ибо последние
приложимы только к явлениям), то ей не могут быть приписаны и такие категории, как реальность
и причинность и тогда нельзя говорить о ее действительности и действенности, о том, что она
является подлинной причиной человеческого познания. Эта идея явилась одним из наиболее существенных
противоречий всей критической философии. Амбивалентность в понимании В. в С. связана в философии
Канта и со вторым аспектом трактовки данного понятия. Обосновывая в "Критике практического разума"
идеи свободы, бессмертия души, Бога, он переносит их в так называемый интеллигибельный мир
В. в С., который постулируется им в качестве не просто сверхчувственного, но и нематериального
в онтологическом плане. В данном случае значение понятия В. в С. как бы удваивается: мир В.
в С. отождествляется с трансцендентным, умопостигаемым миром идей, а В. в С. лишается таким
образом материалистической подкладки, приобретает исключительно идеалистическую окраску. В
этом контексте совершенно непонятным становится то, каким образом трансцендентальная, сверхчувственная
В. в С. может аффицировать наши чувства, вызывать ощущения и быть источником содержания нашего
познания. Следует признать поэтому совершенно обоснованной ту критику, которой учение Канта
о В. в С. подверглось со стороны его непосредственных последователей - классиков немецкого
идеализма - Фихте и Гегеля. Первый делал акцент на необходимости элиминировать ее как таковую
из философии вообще (отрицая такие ее свойства, как объективное существование вне нас и независимо
от нашего сознания). Второй же - Гегель - выступал, главным образом, против тезиса о непознаваемости
В. в С. и наличия непреодолимого барьера между ней и явлением.